Заказывайте талоны на прием к врачу на сайте: www.talon.by        ИНСТРУКЦИЯ

Уважаемые родители и посетители! Просим Вас при регистрации на сайте Talon.by или заказе талонов к врачу указывать название улицы в адресе проживания в соответствии с нормализованными названиями элементов улично-дорожной сети города Гомеля. Подробнее…

Что делать если Ваш ребенок начал употреблять наркотики, алкоголь или другие психоактивные вещества? И почему это происходит. Роль физкультуры и спорта в профилактике негативных явлений в подростковой среде.

Причин, по которым дети и подростки начинают употреблять алкоголь, наркотики и другие токсические вещества, много, к сожалению, многие проблемы и причины имеют истоки и корни в семье с этого и начнем наш с вами диалог, уважаемые родители.

Формирование зависимого поведения является комплексной проблемой, в основе которой лежит целый ряд биологических, социальных факторов, а так же психологических особенностей личности.

Давайте поговорим о факторах риска, которые могут способствовать возникновению проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ (ПАВ).

 
Биологический фактор

Милые мамы, давайте вспомним, как протекала беременность и роды: физические, психологические травмы, тяжёлые интоксикации во время беременности. Не будем забывать о наследственной отягощённости в отношении как психических заболеваний, так и алкоголизма. Физическое и психическое здоровье ребёнка закладывается во время беременности. В период беременности между матерью и ребенком устанавливается теснейшая физическая и психоэмоциональная связь. Вредное воздействие на организм матери и ее психику токсических веществ, а так же наркотиков и алкоголя приводит к рождению ребенка с различными видами аномалии, снижаются адаптивные ресурсы ребенка, он более склонен к болезням, в том числе нервным и психическим. Перенесённые во время родов и первые месяцы жизни травмы, могут способствовать различным нарушениям, в последствии вызвать целый ряд расстройств (повышенную возбудимость и беспокойство ребёнка, или повышенную утомляемость, истощаемость, впоследствии привести к эмоциональным расстройствам, расстройствам познавательной сферы (памяти, внимания, мышления), а в будущем к проблемам успеваемости и нарушению адаптации (приспособления в окружающей среде).

Эмоциональные нарушения и нарушения социальной, психологической адаптации часто являются причинами начала употребления ПАВ.

Таким образом, можно сделать вывод, что асоциальное поведение будущих родителей приносит вред не только их психическому и физическому здоровью, обуславливает личностную деградацию, но и влияет на развитие еще не родившегося ребенка.

Уважаемые родители, если вы насчитали несколько факторов риска у своего сына или дочери, не пугайтесь, мы говорим с вами об этом, чтобы вы владели ситуацией и самое главное, смогли вовремя помочь своему ребёнку. И если что-то не в порядке, не занимались самолечением, обращались к специалистам.

 
Что же может случиться если …

Предположим, мама и папа  в силу своей неосведомлённости, во время не помогли ребёнку и первое, что замечают родители - это нарушения в поведении малыша. Что дальше?

Прежде, чем говорить о дальнейших, возможных нарушениях в поведении детей, напомним, какие социальные факторы в детском возрасте присоединяются к действию биологических. К социальным факторам риска относятся  развитие ребёнка в неполной, неблагополучной семье, деформированной, т.е. с отчимом, или мачехой. В этих семьях чаще всего нарушен воспитательный процесс, часто встречается жестокое обращение, безнадзорность, отсутствие чётких норм поведения, гипоопека (все в работе и других делах, так устаём и мало времени уделяем ребёнку), очень часто гиперопека, когда мы своему чаду ни упасть, ни чихнуть не даём.

Иногда в социально благополучных семьях, в которых есть и мама и папа, присутствует такой феномен как эмоциональное отвержение, то есть положительная эмоциональная связь, любовь подменяется хорошим,  безупречным уходом. Родители заняты своими проблемами, холодны к ребёнку.

Положительная эмоциональная связь начинает формироваться  во время беременности, когда мы разговариваем с малышом, чувствуем его и любим, общаемся с ним, окружающий мир воспринимается полным радости и спокойствия. Если мать и отец во время беременности регулярно общаются с ребенком, то после рождения ребенок быстрее узнает их голос, отвечает родителям улыбкой, таким образом, устанавливается положительный эмоциональный контакт, который так важен в детско-родительских отношениях. «Нежеланный ребёнок» уже внутриутробно ощущает холод, угрозу, враждебность, рождается в страхе перед миром. Мать и отец не дают ему ласки и тепла, защищённости. В дальнейшем не найдя любви, поддержки в семье он будет искать её на улице, примет то, что она ему даст. 

Растёт малыш, растут проблемы.  К  семейным проблемам присоединяется влияние социальной  среды: окружения, средств массовой информации, рекламы, Сети - Интернет

Нарушения в любой сфере биологической, социальной, влекут за собой изменения индивидуально-психологических особенностей ребёнка, мешают его развитию. Мы имеем непослушного, легко возбудимого, как считают родители капризного ребёнка. Ребёнок становится агрессивным или тревожным, у него могут быть страхи, нарушения его эмоциональной сферы проявляются  изменением поведения. Постоянное напряжение, которое испытывает ребёнок, приводит к истощению и утомлению нервной системы, снижению защитных механизмов организма. Снижаются адаптивные способности ребёнка, он не так успешен среди сверстников, таким образом, повышается чувствительность к патогенным влияниям социального и биологического порядка, и складывается благоприятная среда для начала употребления ПАВ.

Подробнее остановлюсь на подростковом возрасте, так как первое употребление алкоголя и наркотиков часто происходит именно в этом «трудном» возрасте. Этот период перехода от детства к взрослому состоянию, когда происходят значительные изменения в физиологической, эмоционально-личностной, психологической сферах человека. В этом возрасте развивается самосознание, возникают новые формы поведения, меняются особенности мышления.

Для подросткового возраста характерна смена деятельности. На передний план выходит уже не учеба, а общение со сверстниками. Но, к сожалению, у многих подростков оказываются несформированными социальные навыки. Потребность в общении сталкивается с элементарным неумением общаться: слушать другого человека, поддерживать разговор, реагировать на критику и критично оценивать действия других людей. Авторитет родителей уменьшается.

Взросление нередко сопровождается целым рядом специфических подростковых реакций – протест против родителей, вызов против запретов и давления родителей, группирования со сверстниками, реакцией подражания, развитием «хобби» и т.д. Растёт влияние сверстников, взрослые теряют авторитет.

 
К факторам риска прибавляется:
  • психическая и социальная незрелость;
  • эмоциональная неустойчивость, напряжённость;
  • неадекватная самооценка, низкий самоконтроль;
  • инфантильность, избыточная зависимость от других;
  • наличие признаков резкого изменения характера, не свойственные данному ребёнку в период физического взросления;
  • низкая устойчивость к стрессам и психическим перегрузкам, непереносимость конфликтов;
  • нарушения эмоциональной- волевой  сферы.
 
Почему подростки начинают экспериментировать с ПАВ?
  • нередко из любопытства;
  • в компании, из желания «доказать свою взрослость», «быть как все»;
  • протестная реакция против родителей, попытка привлечь даже таким способом к себе внимание   родителей;
  • любопытство и поисковый инстинкт новых ощущений очень часто приводят к употреблению различных психоактивных веществ;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе, неумение противостоять жизненным трудностям,  рекламе, давлению сверстников приводят к употреблению ПАВ;
  • нарушения эмоциональной сферы: тревожность, внутреннее напряжение, депрессии, страхи, чувство одиночества и ненужности на сегодняшний день являются ведущими причинами начала употребления.

Так как во многом причины начала употребления алкоголя и наркотических веществ лежат в социально-психологических особенностях подросткового возраста, то и профилактика этих явлений  должна быть направлена на оказание помощи подростку, развитие у него определенных социально-психологических навыков, развитие личности, привитие здорового жизненного стиля. Это  могут быть и совместные пешие прогулки, занятия спортом, в том числе и не профессиональным напр. таким как варкаут, занятие танцами, создание образовательно-развивающего пространства, все это помогает если не предупредить, то восстановиться  поможет.

 
Как узнать, что ребёнок  начал употреблять ПАВ?

Самые первые признаки  болезни проявляются в изменении поведения ребёнка. Вдруг он стал, слишком возбудим, появилась беспричинная злоба, раздражение, агрессия, снизился интерес к учёбе. Дома ребёнка трудно удержать. Могут появиться приступы чрезмерной весёлости, повышенной двигательной активности, сменяющиеся безразличием, заторможенностью. Колебания настроения могут меняться в течении дня несколько раз.

Вы заметили, что из дома пропадают вещи, деньги.

Внешний вид ребёнка изменился: небрежность, неряшливость в одежде.

Вас должны насторожить:

  • неестественно узкие или неестественно широкие зрачки, независимо от освещения;
  • невнятная растянутая речь, неуклюжие движения , запах изо рта, от волос и одежды (если ребёнок употребляет химические вещества);
  • всегда длинные рукава одежды, даже в солнечную погоду;
  • в карманах одежды, Вы можете обнаружить: шприцы, иглы, различные лекарственные препараты, разбитые ампулы, порошкообразные вещества.

Прислушайтесь к речи ребёнка. Вы можете услышать в его  разговоре с друзьями такие слова – закинулся, ширнулся, дурь, соломка, чек, экстази, винт,  крэк, кокс, мулька. Это слова наркоманов.

 
Если у Вас возникли подозрения.

Из практики можно отметить, что очень часто родители не замечают первых употреблений ПАВ, а заметив, пытаются справиться силовыми методами с этой проблемой, тем самым вызывая протестное поведение ребёнка, закрепляют употребление ПАВ.

Уважаемые родители если у вас возникли подозрения, не паникуйте!

Поговорите с ребёнком, расскажите откровенно о своих подозрениях. Не кричите, разговаривайте спокойно и доверительно. Ребёнок не настроен, обсуждать с вами этот вопрос, не торопите, выберите другой момент для разговора в ближайшее время.

Если ваши предположения подтвердились, обратитесь к специалисту (наркологу, психологу) и получите консультацию, он Вам поможет выбрать тактику дальнейшего поведения, болезнь серьёзна и не пройдёт сама. Главное не оставайтесь один на один с проблемой, не пытайтесь методом давления и силы её решить.

 

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был счастливым и здоровым?

Любите своего ребёнка! Общайтесь с ним, обнимайте, своими словами и жестами показывайте, что вы слышите его, понимаете его, и поддерживаете, всегда готовы придти на помощь, не заменяйте любовь только тщательным уходом.

Попробуйте научиться видеть чувства ребёнка по выражению его лица, жестам, даже если он их скрывает. Для детей очень важно , чтобы мама и папа чувствовали и понимали его, знали что с ним происходит.

Научите ребёнка выражать свои чувства, чтобы он не боялся и впоследствии понимал чувства других людей.

Объединяйтесь, когда есть трудности, преодолевайте их вместе.

Одобряйте и хвалите даже за небольшие успехи. Важнее то упорство с которым ребёнок выполнял задание ,а не результат.

Если вы рассержены на малыша, оценивайте поступок, а не личность, т. е. выражайте своё недовольство отдельными действиями, но не ребёнком в целом.

Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства.

Говорите о своих чувствах ребёнку от первого лица, сообщайте  ему о своих   переживаниях, а  не о его  поведении.

Учите малыша говорить «нет». Объясните, что существуют ситуации, предложения, на которые можно и нужно отвечать отказом. Поделитесь своим опытом решения подобных ситуаций.

Воспитывая своих детей, родители оказывают определённое воздействие на них, последствия этого влияния могут быть серьёзными и отразится на личности ребёнка, способствовать возникновению различных проблем.

Если ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть,

растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины,

высмеивают – он замыкается,

находится в зоне постоянного конфликта родителей – становится агрессивным.

А если ребёнка поддерживают – он учится ценить себя, прибавляется уверенность,
живёт в понимании и доброте – он учится находить любовь в окружающем мире.

 

Относитесь внимательно к потребностям детей,

попробуйте строить взаимоотношения на взаимопонимании и доверии,

не забывайте давать возможность детям отвечать за свои поступки.

 

Во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивные ростки во взаимоотношениях. Легко оборвать ниточку, связывающую Вас и детей, труднее её сохранить и найти такое положение нити, чтобы она  связывала, помогала, но не тяготила.

 

Подготовил:
Конопацкий Юрий Павлович,
психолог Центра Здоровья Молодежи «Юность»
при филиале №3ГУЗ «ГЦГДКП»