Заказывайте талоны на прием к врачу на сайте: www.talon.by        ИНСТРУКЦИЯ

Здравствуй, школа!

Годы обучения – серьезное испытание для каждого ребенка. Сегодня, по мнению специалистов, практически каждый выпускник школы имеет 2-3 заболевания функционального характера или хроническое, и лишь 10% детей оканчивают школу здоровыми. Высокая учебная нагрузка зачастую ведет к малоподвижному образу жизни, снижению зрения, нарушению осанки, стрессам.  

Поэтому будущего ученика за год-два до определения в школу надо обязательно показать не только участковому педиатру, но и врачам узких специальностей. Осмотр ребенка перед поступлением в школу врачами-специалистами поможет выявить различные, на первый взгляд скрытые отклонения в состоянии здоровья. Повышенную нервозность ребенка обнаружит невропатолог, нарушения в произнесении слов, заикание - логопед. Очень важно исправить дефекты речи до школы, так как, если их вовремя не исправить, в дальнейшем они отрицательно скажутся на контактах ученика с учителем и одноклассниками, могут привести к замкнутости ребенка, будут мешать ему хорошо учиться, особенно по русскому языку. Исправлением речи занимаются логопедические кабинеты детских садов и поликлиник.  

Особое внимание надо обратить на состояние носоглотки. Если будет выявлена какая-то патология, есть время для тщательного лечения.

Начальные формы отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата могут быть выявлены врачом-ортопедом. Их исправлением занимаются кабинеты лечебной физкультуры. Очень благоприятное действие оказывают танцы и плавание.

Если при проверке слуха окажется, что он понижен, нужно до начала учебного года пролечить уши. При неполном восстановлении слуха следует предупредить об этом учителя, чтобы ребенку было оказано соответствующее  внимание.

Очень важно проверить зрение. Если окажется, что ребенку нужны очки, приобрести их следует заранее, чтобы он до начала учебы успел к ним привыкнуть.

Необходимо побывать и у зубного врача. Больные зубы - серьезный очаг инфекции, и если они есть, надо их пролечить.

 

Гигиена органов дыхания и речи


Большую роль в профилактике заболеваний органов дыхания и речи играет правильное дыхание - через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и вредных примесей, согревается и увлажняется. Этого не происходит при дыхании через рот. Кроме того, при дыхании через рот нарушается естественный ритм дыхания (вдох в два раза короче выдоха), его глубина, что может привести к головным болям, утомляемости и даже задержке умственного развития. 

Если ребенок постоянно дышит через рот, его необходимо показать врачу для выяснения причин неправильного дыхания и последующего лечения. Для предохранения органов дыхания от заболеваний необходимо научить детей избегать резких колебаний температур воздуха и пищи (после горячего не пить холодное, не кричать на улице, не стоять на сквозняке, не находиться в сырых, холодных, пыльных помещениях и др.). Чтобы не перенапрягались голосовые связки, нужно научить детей разговаривать спокойным голосом, не кричать, петь без напряжения. 

Для укрепления мышц гортани и голосовых связок рекомендуется предложить детям простые и доступные упражнения: пускать мыльные пузыри, выдыхать воздух через соломинку в стакан с водой, сдувать фантики со стола - "кто дальше?", можно использовать губную гармошку. Великолепным упражнением является смех. А потому, уважаемые родители, возьмите за правило ежедневно читать детям юмористические рассказы, кстати, это не только смешно, но и очень полезно!  

Великолепный эффект дает пение. Во время пения не только укрепляются мышцы гортани и голосовые связки, но и развивается фонематический слух, который играет немаловажную роль для правильного произнесения звуков, особенно при изучении иностранного языка, - ребенок говорит то, что слышит. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок был успешен в изучении иностранного языка, запишите его в хоровую студию. Занимаясь в хоре, будущий школьник не только научится петь, но и приобретет навыки общения со сверстниками, что очень пригодится в школе.  

 

Сердечно-сосудистая система


Сердечно-сосудистая система функционирует в тесной взаимосвязи с системой органов дыхания: изменяется частота дыхания - изменяется работа сердца; нарушается работа сердца - изменяется частота дыхания.

Во время болезни, стресса работа сердца нарушается, ему трудно справляться со своей функцией, и может возникнуть сбой в работе сердечно-сосудистой системы.

Чтобы этого не произошло, сердце необходимо тренировать. Это легко сделать, тренируя скелетные мышцы посредством активных движений: мышца, выполняя работу, нуждается в большем количестве питательных веществ и кислорода, сердце работает более интенсивно для усиления циркуляции крови, сердечная мышца развивается, тренируется. Великолепно подходят для этого любые циклические движения: бег, быстрая ходьба, плавание, катание на велосипеде. Но нельзя переутомлять сердце, поэтому нагрузка должна строго дозироваться.

В период роста сердце менее устойчиво к влиянию вредных факторов, и в первую очередь - инфекций. Осложнения на сердце могут возникнуть после перенесенного гриппа, вирусной инфекции. Очень важно беречь сердце ребенка после болезни, потому что температура ослабляет сердечную мышцу. Вообще щадящий режим физических нагрузок нужно соблюдать после любой болезни.

Говоря о здоровье сердца и сосудов, нельзя не остановиться на диете. Для оптимальной работы сердечной системы необходимы витамины, особенно А, С, группы В, и белки. Жиры в большом количестве оказывают на сердце и сосуды губительное действие, так как излишки жирных кислот откладываются на стенках сосудов, замедляя кровоток.

Лучшим средством оздоровления сосудов являются закаливающие процедуры - контрастные воздушные и водные, а также растирания.


Зрение и слух


Слух. Для того чтобы сохранить слух ребенка, необходимо оберегать уши от переохлаждения, лечить даже несильный насморк, так как инфекция может легко проникнуть из носоглотки в полость среднего уха и вызвать отит. Следует оберегать слуховой аппарат от сильного или длительного раздражителя. Особую опасность для детей представляют наушники: очень сильная вибрация барабанной перепонки приводит к ее растяжению, потере эластичности и в дальнейшем к снижению слуха. Кроме того, в наушниках ребенок не ориентируется в звуках окружающего мира, может не услышать шум подъезжающей машины или другие звуки, сигнализирующие об опасности.

Для развития слухового анализатора можно предложить детям послушать шум за окном и представить действия, сопровождающие эти шумы: идет дождь, дети бегают по сухим листьям, работает газонокосилка и т. д. Нельзя забывать и о пользе звуков природы. Сейчас продается огромное количество записей с шумом морского прибоя, звуками леса, голосами птиц и др.

Очень полезны и интересны детям следующие игры: "Часовой" - предложить ребенку закрыть глаза и угадать, кто прошел мимо (мама, бабушка, сестренка и т. д.); "Угадай по звуку" - за ширмой производить различные действия, а ребенок угадывает, как получаются эти звуки, или придумывает свои ассоциации (например, можно штриховать карандашом, мять кальку или фольгу, переливать воду, пересыпать крупу; если мять фольгу, звук напоминает жарение яичницы, если надавить на мешочек с крахмалом, похоже, что кто-то идет по хрустящему снегу). Такие игры не только тренируют слуховой анализатор, но и развивают фантазию.

При любых жалобах на боль в ушах нужно обязательно показать ребенка врачу, а с профилактической целью каждый год показывайте ребенка отоларингологу.

Зрение. Одним из основных органов чувств являются глаза. Они, как известно, зеркало души. Ребенок получает более 80 % информации о мире с помощью зрения. И для родителей важно развивать и защищать зрение своего чада.

Изменение режима ребенка при поступлении в школу сильно сказывается на состоянии его глаз. Поэтому у специалистов есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться:

  • прежде всего, необходимо следить за тем, чтобы продолжительность непрерывного занятия не превышала одного часа, а однотипного и того меньше – не более 20 минут!
  • между занятиями обязательно должно быть время для активных игр и пребывания на свежем воздухе (минимум в течение 15 минут).
  • если ребёнок в процессе письма старается наклонить голову ближе к тетради вообще, или приблизить только левый, или правый глаз, уже это должно насторожить родителей. Возможно, это не прихоть ребёнка, а вынужденная поза написания, и она говорит о нарушении зрения.
  • чтобы избежать напряжения зрения, следует строго следить за освещенностью рабочего места ребенка: свет должен падать слева и сзади (у левшей - справа), чтобы рука не загораживала работу.
  • очень серьезно относиться к выбору книг для детей, особенно если ребенок уже сам читает. Текст книги должен быть крупным, четким, бумага простой, а не мелованной, так как на такой бумаге текст отсвечивает, что ухудшает восприятие и способствует нарушению зрения.
  • если ребенок учится читать, лучше писать текст в альбоме крупными буквами, если обучается музыке, то первые ноты тоже необходимо переписывать от руки в специальный альбом. Это, конечно, отнимет часть вашего времени, но зато сохранит зрение вашему ребенку. 

 

Не чтение портит зрение, а мелкий и нечеткий шрифт!

Основной проблемой современных школьников является увеличение времени, которое они проводят за обучением, а также перед экраном компьютера – длительность одного такого занятия не должна превышать 30-40 минут, при работе с компьютером расстояние до экрана монитора должно быть не менее 40 сантиметров и не более 1 метра (зависит от диагонали и модели монитора). Все источники света в комнате должны быть расположены так, чтобы они не попадали в поле зрение ребенка, либо не отражались от экрана. Кроме того, малышу нельзя работать на компьютере в полной темноте.

Сидеть перед монитором нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, ноги всей стопой опираются на пол или подставку. Стул на 3-5 сантиметров задвинут под стол. Неправильная посадка приводит к появлению проблем не только со зрением, но и с позвоночником.

Основным способом контроля над зрением ребенка являются периодические медицинские осмотры (для детей младших классов – не реже 1 раза в год). Помните, что раннее выявление заболевания влияет на положительный результат лечения.

 

С целью профилактики можно приучить ребенка выполнять следующие упражнения:
  • Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), открыть их и посмотреть вдаль (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.
  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.
  • Сделать 4-5 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону, после чего посмотреть вдаль на счет (6 сек.). Повторить 1-2 раза.

 

Лучше, если указанные упражнения будут выполняться в середине каждого урока, а также на перемене. Продолжительность одной тренировки должна составлять 3-5 минут.

Профилактическое воздействие оказывает включение в рацион ребенка следующих продуктов: черника, шиповник, морковь, облепиха, земляника, калина, клюква, рябина, картофель, капуста, морковь, помидоры, репа, а так же витаминов А, В1, В2, В6, В12, С.

И еще об одном очень хотелось бы сказать. Сейчас часто можно увидеть на улицах и взрослых, и детей, читающих литературу или играющих в игры на мобильном телефоне или планшете. Причём зачастую это делается во время езды в общественном транспорте, что усугубляет проблемы со зрением. Постарайтесь избегать этого и следите, чтобы ваш ребенок следовал вашему примеру.


Опорно-двигательный аппарат

 

Осанка - привычная поза при стоянии, сидении, ходьбе. Правильная осанка формируется в процессе роста организма в тесной связи с развитием движений. Осанка придает телу красоту и стройность, обеспечивает нормальную работу всего организма в целом.

Неправильная осанка оказывает неблагоприятное влияние на работу внутренних органов: затрудняет работу желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, легких; уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, в результате может быть плохой аппетит, вялость, головные боли, быстрая утомляемость.

 

Признаки правильной осанки:
    • умеренные изгибы позвоночника;
    • лопатки параллельны и симметричны;
    • плечи развернуты;
    • ноги прямые с нормальными сводами стоп.
 
Виды неправильной осанки:

Сутулость - слабо развиты мышцы спины, плечи сведены кпереди, грудная клетка уплощена, голова и шея наклонены вперед, живот выпячен. Провоцируют сутулость: плохое зрение, неудобная одежда, неправильно подобранная мебель.

Сколиоз - искривление позвоночника в боковой проекции (приобретенный) или смещение одного из позвонков относительно центральной оси (врожденный). При этом нужно обратить внимание на следующие признаки сколиоза: 

  • одно плечо ребёнка немного выше другого;
  • выпирает угол одной лопатки;
  • различное расстояние от прижатой к боку туловища руки до талии;
  • при наклоне позвоночника вперёд отмечается его кривизна.

 

Приобретается сколиоз при ношении тяжестей в одной руке, при неправильной посадке, неудобной позе во время сна. Если вовремя не начать лечение, начнутся осложнения, такие как деформация грудной клетки, ограничение функции лёгких и, как следствие сердечная недостаточность. А ведь каждый родитель желает, чтобы у его чада была красивая осанка!

Плоскостопие - уплощение стопы. Возникает при ослаблении мышц и связок, поддерживающих свод стопы. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный край, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивает упругость походки, хорошее кровообращение.

Плоскостопие может быть врожденным, но чаще приобретается в течение жизни:   

  • в результате рахита;
  • при слабом физическом развитии;
  • при тучности;
  • при раннем хождении;
  • при ношении мягкой обуви без каблука;
  • при травмах мышц, связок.   

Нарушения осанки чаще наступают у детей с плохо развитой мускулатурой.


Профилактика нарушений осанки:   
  • Жесткая постель.
  • Подбор мебели по росту.
  • Удобная одежда.
  • Достаточное пребывание на свежем воздухе.
  • Ходьба босиком по песку, траве, гальке.
  • Обувь по размеру, на эластичной подошве, на небольшом каблуке, с фиксированной пяткой.
  • Полноценное питание.

  

Нарушения осанки у детей  младшего школьного возраста встречаются редко, за исключением врожденных патологий, но слабые мышцы, неграмотная организация деятельности детей провоцируют нарушения осанки в будущем. Появившиеся в детстве незначительные нарушения могут привести к образованию стойких деформаций костной системы.

В последние годы наблюдается тенденция к понижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Они длительное время проводят у телевизора или за компьютером, предпочитают активным занятиям рисование, лепку. Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, ведет к изменению обмена веществ. Все виды движения - одна из важнейших потребностей детского организма, которую родители часто стремятся исключить. Двигательная активность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста.

После пяти лет ребенок способен к систематическим занятиям не только физкультурой, но и спортом (коньки, лыжи и др.) Для сохранения правильной осанки и укрепления мышечного корсета особенно эффективны плавание и танцы. Дети легко переносят и значительные физические нагрузки в ходьбе, беге, играх и др. Нельзя забывать и об утренней гимнастике - самом эффективном способе разогнать ночную дрему и вялость, подготовить организм к дневному бодрствованию.

Даже если ребенок не здоров, разумно выполнять с ним облегченную утреннюю гимнастику, уменьшив число упражнений, частоту их повторения, исключив наиболее сложные упражнения на время болезни.

При организации двигательной активности важно помнить, что нагрузка должна быть строго дозирована, так как чрезмерная нагрузка может привести к нежелательным результатам, например, перегрузке сердечно-сосудистой системы.

Девочкам-дошкольницам нельзя разрешать поднимать тяжести, прыгать с большой высоты, особенно носить маленьких детей. Такие нагрузки могут повлечь смещение органов малого таза, что в дальнейшем способствует развитию гинекологической или акушерской патологии.

Мальчикам - избегать упражнений с исходным положением "пятки вместе - носки врозь" и очень тесных плавок или брюк, так как это приводит к сдавливанию мошонки и нарушению ее кровообращения, что в конечном итоге может спровоцировать бесплодие.


Залог правильной осанки - хорошее физическое развитие; только в движении развивается мышечная система, укрепляются кости, формируется правильная осанка.

 

Следует помнить, что физическая нагрузка должна строго дозироваться, так как избыток двигательной активности легко приводит к развитию патологий как скелета, так и всего организма. Прежде чем записать ребенка в секцию, необходимо посоветоваться с врачом. Для здоровья наиболее полезны такие виды спорта, как плавание, коньки, танцы.


Влияние двигательной активности на интеллектуальное развитие детей пяти - семи лет. 

Выявлена непосредственная связь между подвижностью и интеллектом. Двигательный режим ребенка определяет его производительность и работоспособность.

Движение - органическая потребность ребенка, поэтому детей нельзя наказывать неподвижностью. Движения способствуют познанию окружающего, поэтому, чем меньше ребенок двигается, тем больше вероятность нервно-психических расстройств. 

Двигательная активность - основа жизни. Она является генетически обусловленной биологической потребностью, необходимой для нормального развития и жизнедеятельности. Эта потребность должна быть удовлетворена, как любая другая потребность (например, в пище, воздухе, сне, воде, отдыхе).

 

Пищеварительная система


Во многих семьях за питанием детей 5-7 лет начинают следить менее тщательно, в результате чего могут возникнуть нарушения пищеварения. Этому способствует возможность "перехватить" пирожок или бутерброд в промежутках между приемами пищи. Снижают аппетит сладкие фруктовые соки и напитки, которые дают детям вместо воды.

Важно не только то, что ребенок ест, но и как он ест, обстановка во время еды.

 Правила здорового питания за столом:

  • За столом исключить все воспитательные и соревновательные моменты!
  • Научить ребенка тщательно жевать. Во время жевания пища измельчается, а это снижает нагрузку на желудок: при жевании вырабатывается слюна, которая расщепляет углеводы. Даже сок или молоко нужно предлагать детям за столом и не торопить их.
  • Поить ребенка за 20 минут до еды, чтобы обеспечить организм водой, которая входит в состав слюны и желудочного сока.
  • Стремиться к тому, чтобы в рационе ребенка преобладала натуральная пища, выращенная в том районе, где живет ребенок. Избегать консервантов, красителей, стабилизаторов.
  • Избегать переедания, повышенной калорийности пищи.

Почему ребенок плохо ест:
  • Недостаток ферментов в организме.
  • Невкусно (пища пресная, безвкусная, однообразная).
  • Вследствие заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  • Отрицательные условные рефлексы (психологический комплекс):

                  - воспитывают за столом;

                  - заставляют есть силой;

                  - угнетают, подавляют;

                  - страхи (боязнь нового, неизведанного).

 

Что влияет на формирование здорового аппетита:
  • Стимулирующая терапия (прогулки, игры с водой, подвижные игры).
  • Эстетика оформления приема пищи (вкусовой анализатор связан со зрительным - вспомните, как меняются вкусовые ощущения в темноте).
  • На вкусовые ощущения влияет музыка, изменяя их как в положительную, так и в отрицательную сторону.
  • На аппетит влияет состояние кожи: во время холода, жары, при тесной одежде и обуви, при заболеваниях кожи аппетит снижается.
  • Увеличивает аппетит использование естественных стимуляторов: зелени, малосольных огурцов, свеклы, кислого питья, способствующих образованию желудочного сока.


Для нормального развития нельзя заставлять ребенка есть пищу, которая кажется ему невкусной, так как организм обладает верным инстинктом относительно того, что ему вредно. Ребенку нужно помогать развивать вкус к простой и здоровой пище, питательной и аппетитной, но свободной от бесполезных добавок. Если ребенок не может съесть всю порцию, лучше положить на тарелку меньше еды, чтобы ребенок съел все, - возможно, он даже попросит добавки. Большая порция пугает ребенка.

Нельзя использовать еду как средство принуждения или наказания. Это может вызвать стойкое отвращение к пище.

 

Особенности нервно-психического развития

 
Первые шесть лет мозг растет очень активно, увеличивается количество извилин, меняется их топография, форма. К семи годам теменно-затылочные структуры мозга, отвечающие за бытовые действия, практически сформированы. Развитие лобных долей, отвечающих за интеллект, логику, эмоции, начинается на шестом году жизни. С помощью лобных долей осуществляется сопоставление действующего раздражителя (то, что происходит сейчас) со следами прошлых впечатлений (то, что уже было). Поэтому детям пяти - семи лет можно задавать вопрос "почему?" или объяснять связи и зависимости, наблюдаемые между предметами и явлениями. 

Роль взрослых заключается в грамотно построенной работе с детьми, которая обязательно приведет к положительным результатам; если не учитывать особенности формирования и развития мозга, то у детей возникнут трудности при обучении в школе, могут даже образоваться патологии в развитии мозга.

К пяти годам у детей речь практически чистая (речевой аппарат сформирован, речевые центры оформлены), дети свободно оперируют понятиями, идет закрепление материала. Увеличивается объем памяти, а скорость запоминания снижается.

К семи годам мозг детей функционально сформирован и способен осуществлять сложные умственные действия: обобщения, выявления причинно-следственных связей, дифференцировки, запоминания. Речь чистая, ребенок свободно оперирует понятиями, может одновременно говорить, действовать с предметами, следить за действиями других, оценивать эти действия. Но на фоне этих возможностей остается высокой функциональная истощаемость коры головного мозга: ребенок быстро устает, особенно от однообразной и неинтересной деятельности. Сложные занятия, особенно на фоне ограничения двигательной активности, в худшем случае могут вызвать органические повреждения клеток коры (особенно если ребенок приступает к систематическим сложным занятиям с пяти-шести лет); обычно повреждение корковых клеток не наступает, а наблюдается их функциональное перенапряжение. Такие функциональные расстройства высшей нервной деятельности получили название неврозов.

 
Причины неврозов:
  • Очень сложные задания, с которыми нервная система не может справиться. Парадокс в том, что взрослым это задание кажется легким и простым, потому что их кора имеет значительно большие возможности.
  • Задания не сложные, но однообразные, неинтересные, скучные.
  • Эмоциональный дискомфорт: ребенок боится, что не справится с работой, что его будут ругать, а возможно, и насмехаться над его неловкостью.
  • Нередко "пусковым" моментом в возникновении невроза является словесный раздражитель: это может быть сравнение ребенка с кем-то из его сверстников, оскорбление, унижение.
  • Родители должны быть очень осторожны при выборе занятий и игр для ребенка. Подбирать их следует в соответствии с интересами ребенка; если ребенок капризничает, отвлекается, то не делать замечания, не принуждать, а лучше сменить деятельность: устал слушать сказку - предложите ему проиграть какой-то сюжет сказки. Другими словами, старайтесь интеллектуальную деятельность заменить двигательной активностью.

К неврозам также приводят:
  • Ссоры взрослых в семье.
  • Неровное отношение взрослых к ребенку (например, папа разрешает, а мама - нет).
  • Третирование ребенка другими детьми и взрослыми.
  • Физическое воздействие на ребенка.
  • Обилие информации, особенно получаемой через телевидение, компьютер. Нервная система не способна обработать весь поток информации, отличить реальность от виртуальности.
  • Нарушения сна. Во время сна мозг отдыхает, идет обработка информации, а кратковременная память переходит в долговременную. При нарушениях сна этого не происходит.
  • Хронические заболевания. В процессе лечения ребенок испытывает нервно-эмоциональное воздействие, физическое (токи высокой частоты, ультразвук и др.), химическое (лекарственные препараты), биологическое (вакцины, сыворотки). Воздействие этих факторов не может не сказаться на работе нервной системы. Поэтому лечить ребенка можно только под наблюдением врача, соблюдая все рекомендации.
  • Стрессовые ситуации. Организм тратит очень много сил на борьбу со стрессом (стресс - напряжение). Если стрессы возникают часто, то нервная система истощается, что провоцирует депрессию. Чаще это проявляется в гиперактивности: дети подвержены беспокойству, неуемности, все время стремятся куда-то бежать, агрессивны.  

Признаки неврозов: 
  • Капризы.
  • Быстрая утомляемость, вялость.
  • Навязчивые движения (подергивания головой, плечами, причмокивание, покашливание, однообразные повторяющиеся движения руками и ногами).
  • Страх темноты, одиночества.
  • Вегетативные реакции организма:  

- усиленное слюноотделение,

- частые глотательные движения;

- нервный кашель, рвота;

- слезы без повода;

- снижение звучности голоса.

  • Заикание.
  • Нервные тики (непроизвольное сокращение мышц).
  • Разговор во сне.
  • Недержание мочи (ночью).
  • Отказ от пищи (вследствие потери аппетита).

 

Умение распознавать начало, истоки этого состояния, предотвратить и ликвидировать его вовремя - важнейшая задача взрослых. Расстройства нервной системы легче предупредить, чем лечить.

Создание благоприятных условий для разнообразной деятельности детей играет не менее важную роль для их оздоровления, чем все проводимые лечебные процедуры.

 
Профилактика нервозности: 
  • Исключить чрезмерные нагрузки.
  • Не предъявлять завышенные требования к ребенку.
  • Здраво оценивать реальные возможности и силы ребенка.
  • Всегда найти повод похвалить ребенка.
  • Грамотно организовывать отдых (сон, прогулки, смена деятельности).
  • Адекватно относиться к болезням ребенка (не перелечивать и не запускать).

Казалось бы, мероприятия очень просты, но польза для организма огромная. Если все-таки вы заметили у ребенка хоть один признак, характерный для невроза, необходимо лечение. Оно может заключаться не только в консультации специалиста, но и в смене обстановки, рациональном питании (витаминизация и минерализация пищи), достаточном пребывании на свежем воздухе, занятиях спортом. Иногда достаточно просто поговорить с ребенком, рассказать примеры из собственной жизни, помочь ему посмотреть на ситуацию по-другому.

 

 Удачи в учебном году!

 

Материал подготовили сотрудники Центра,
дружественного подросткам "Подросток"